Главная - Военное право - Как разрешаются устойчивые ноты

Как разрешаются устойчивые ноты


В гамме есть УСТОЙЧИВЫЕ ступени (I, III, V) и НЕУСТОЙЧИВЫЕ (II, IV, VI, VII). Самая устойчивая — I. На ней удобнее всего закончить мелодию.


Города в этом королевстве называются ладами. И самые известные из них МАЖОР и МИНОР. Живут в этих городах два короля, два брата – Мажор (в переводе с итальянского – больший) и Минор (меньший).

Мажор светлым, радостным взглядом на мир смотрит, а Минор – грустным, печальным. По этому взгляду их легко узнать можно.

Сравните две мелодии. Какая написана в мажоре, а какая в миноре? №12.Осень М.Красев №13. Савка и Гришка Белорусская народная песня Но главные в этих городах не короли, а королевы.

Королева в ладовом королевстве живет на самой устойчивой ступени, на первой и зовется ТОНИКОЙ. Она прекрасно ладит со всеми жителями своего города и управляет ими при помощи волшебного магнита.

Сила тяготения или притяжения действует на всех, но сильнее всего – на ближайшие к Тонике ступени – II и VII.

Лад

Можно использовать фразу «б-б-м-б-б-б-м» или посмотреть на клавиатуру фортепиано.

Их зовут Верхний и Нижний ВВОДНЫЕ ТОНЫ (ведут к Тонике). Вот три песенки Вводных звуков: № 14.

Белые клавиши от одной ступени до до соседней ступени до как раз и образуют данную последовательность: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Четыре первые ступени лада — I-II-III-IV- нижний тетрахорд, а четыре верхние ступени — V-VI-VII-VIII — верхний тетрахорд. Интервальное строение этих тетрахордов в натуральном мажоре идентично и равно б-б-м.
Трактование 7-ступенного лада как последовательность двух тетрахордов в современной теории не используется (считается устаревшим), но благодаря им можно увидеть любопытные моменты.

Например, строение нижнего тетрахорда задаёт наклонение лада (мажор или минор), а строение верхнего — его вид (натуральный, гармонический или мелодический).

Высотное положение лада задается тональностью. Тональность задается следующим образом: сначала называется тоника лада (первая ступень лада), а затем его вид, например: до-мажор.

Рис.

Это видео недоступно.

— получите бесплатные видеокурс и книгу по импровизации на гитаре на свой e-mail. Как найти устойчивые ноты аккордов для импровизации? У начинающих гитаристов-импровизаторов бывает такая проблема – они не знают, как быстро и безошибочно найти на грифе устойчивые ноты проходящих в сопровождении аккордов.

Если Вы не знакомы с элементарной теорией музыки, но все же пытаетесь импровизировать, то вам знакомо такое ощущение – что вот вы попали в нужный тон. Он хорошо звучит под идущий в этот момент аккорд сопровождения. Вы уверенно себя в этот момент чувствуете, но вот аккорд меняется и снова нужно найти устойчивый тон.

Если Вы не можете безошибочно определить – где они – то импровизация превращается в хаотический судорожный поиск этих самых нот, много лажи – какая там мелодия, какая фразировка?

И вот общая беда – чаще всего этим устойчивым тоном становится тоника проходящего аккорда.

Ну то есть, если в сопровождении звучит Ля, например минор, то нота Ля, если Ре-минор – нота Ре и так далее. К чему это приводит? Идет у нас гармонический квадрат – в нем аккорды циклически повторяются.

А в соло точно так же повторяются тоники этих аккордов. И что бы до них не играл гитарист, в конце все равно — длинной, целевой нотой, которую отчетливо слышит слушатель, на чем фиксируется его сознание — это снова и снова будут одни и те же ноты.

Если гитарист импровизирует под блюз например. То там три основных аккорда и соответственно три тоники – всего три ноты. Мы получаем тренхнотную шарманку, очень однообразное и предсказуемое соло. Как этого избежать? А так. Что такое устойчивые ноты – это аккордовые тона. А их в каждом аккорде, по меньшей мере, три – первая (тоника), третья и пятая ступень.

Пятая относительно тоники всегда находится на одном месте, а третья – гуляет на половину тона вверх или вниз – в зависимости мажорный или минорный это аккорд. Если использовать эти устойчивые ноты – импровизация будет куда разнообразнее.

Если вы знаете, какие у вас аккорды в сопровождении, и что у них за тоники, то у вас есть, как минимум два способа быстро найти другие устойчивые ступени.

Первый – по арпеджио аккорда на двух струнах.

Второй способ. Он еще проще. Когда мы берем аккорд с барре, то все ноты которые будут у нас звучать – это аккордовые тона. То есть тоники, третьи и пятые ступени.

Мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание (Урок 3)

1-3-5 играемые ноты – так называемые устойчивые.

Исключаем тоники, и получаем третьи и пятые в чистом виде.
В До мажорной гамме это ноты До – Ми – Соль, в Ре мажорной: Ре – Фа # – Ля. Опевание – здесь всё просто, необходимо просто пропеть ноты, которые соседствуют с той, что вам дали. Опевания бывают сверху и снизу. В опевании сверху ноты До все будет выглядеть следующим образом: Ре-Си-До; снизу: Си-Ре-До.

С нотой Ре опевание сверху будет таким: Ми-До # (пропевать слово диез не нужно) – Ре; снизу: До (#) – Ми – Ре. К сожалению, это – один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись.

Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен! Ну, а если вы – прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок под названием .

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах. Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот.

То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие: 1) до-ре-до-си-до – опеваем до; 2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми; 3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль. Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях: Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Разрешение неустойчивых ступеней в до мажоре

И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд. myfortepiano.ru Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.

Гамма ДО мажор гармоническая: Субдоминантовое трезвучие в гармоническом ДО мажоре: Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками — вид интервала.

Переменный лад — лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот.

Пример — первая фраза песни в ФА мажоре, а вторая в параллельном ему РЕ миноре. Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие: 1) до-ре-до-си-до – опеваем до; 2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми; 3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях: Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Арпеджио, устойчивые ступени

Здесь и главное отличие устойчивых и неустойчивых ступеней — первые «самодостаточны» и не требуют разрешения в другую ноту, вторые требуют. Так 2-ая ступень стремится к 1-ой, 4-ая к 3-ей, 6-ая к 5-ой, 7-ая к 1-ой.

При игре необходимо помнить, что неустойчивые ступени, или те, которые не входят в короткое арпеджио, нужно использовать осторожно, так как если на них акцентировать внимание мелодия может получится некрасивой.Итак, активное использование устойчивых ступеней, делает фразы мелодии завершёнными.

При использовании «просто» гаммы (обыгрывая и до мажор, и ля минор, и соль семь одной и той же гаммой, не особо задумываясь) не всегда угадаешь как играть и на какую все таки ноту закончить фразу в .

Зная же арпеджио конкретно взятого аккорда эта проблема отпадает.

Так, мы можем использовать неустойчивые звуки, «левые» нотки сколько нам нравится и как нам нравится, но вновь и вновь возвращаясь в устойчивые ступени.

Аккорды главных ступеней. Обзор

Производные аккорды от тонического, то есть его обращения, будут выполнять те же функции.

Если мы построим на IV ступени тональности трезвучие, то трезвучие будет называться субдоминантовым, от названия IV ступени (S53 или IV53).

В него будут входить IV-VI-I ступени. В таком сочетании эти ступени будут выполнять другие функции. Это украшение тональности, красочная гармония, «самостоятельная, независимая», как «кошка, которая гуляет сама по себе».

Это обусловлено тем, что в субдоминантовую функцию входит первая ступень, которая придаёт ей самостоятельность, а также шестая ступень (тоника параллельной тональности).

Производные аккорды от субдоминантового трезвучия будут выполнять его функции.

Если мы построим на V ступени тональности трезвучие, то трезвучие будет называться доминантовым, от названия V ступени (D53 или V53).

В него будут входить V-VII-II ступени.